Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим. Вся работа проводится под наблюдением взрослого!
Для занятий опытно-экспериментальной деятельности у нас в группе есть «Уголок экспериментирования».
На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.
В уголке много разнообразных материалов и инструментов, это все доступно и безопасно для детей.
Важно запомнить, что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.
В подготовительной группе «У солнышка гостях» дети очень любят экспериментировать.
Их я провожу как во время организованной деятельности, так и в самостоятельной.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с различным материалом.
Такие опыты чем — то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
После окончания эксперимента дети самостоятельно приводят в порядок рабочее место. Это они делают с большим удовольствием.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». Наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремились искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Репортаж подготовила: воспитатель подготовительной группы
«У солнышка в гостях»
Людмила Сергеевна