Доступная среда
Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
Доступная для инвалидов среда — один из приоритетов социально ориентированного государства. Качественно новый уровень существования, гармоничная интеграция в общество, устранение непреодолимых преград для людей с ограничениями жизнедеятельности — эти гуманистические идеи Конвенции ООН ратифицированы и в нашей стране.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски
Инвалиды с нарушением зрения и слуха
Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
Временно нетрудоспособные
Беременные женщины
Люди с детскими колясками
Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Федеральные документы
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
· с нарушением слуха;
· с дисфункцией речи;
· с патологией опорно-двигательного аппарата;
· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
МАДОУ детский сад №61 города Тюмени имеет 3 корпуса.
Корпус №1 находится по адресу: 625048, г. Тюмень, ул. Мало — Загородная, 6а. Расположен в отдельно стоящем 2-этажном здании. Год постройки — 1962. Капитальный ремонт не проводился. В корпусе №1 функционирует 7 групп полного дня и 1 группа кратковременного пребывания.
Корпус №2 находится по адресу: 625048, г. Тюмень, ул. Северная, 4. Расположен в типовом двухэтажном здании. Год постройки – 1985. Здание после капитального ремонта. В корпусе №2 работает 7 групп. Функционирует группа интегрированного кратковременного пребывания.
Корпус №3 находится по адресу: 625002, г. Тюмень, ул. Загородная, 9. Расположен в типовом двухэтажном здании. Год постройки – 1963. Капитальный ремонт не проводился. В корпусе №3 функционирует 6 групп полного дня.
Сфера деятельности: образование
Наименование предоставляемых услуг: реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, реализация адаптированной образовательной программы, реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Форма способа оказания услуг: к месту предоставления услуги;
Категории обслуживаемого населения по возрасту: дети;
Категории обслуживаемых: дети-инвалиды общего заболевания, дети с ОВЗ.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты | В учреждении оборудовано 21 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), отдельная спальня имеется в 28 группах, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО. В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В младших группах имеются уголки ряженья.. |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Кабинеты психолога: Кабинет психолога — функционально служит целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса. это — часть развивающей предметной среды, элемент микропространства для проведения индивидуальной и коллективной работы с детьми по всем направлениям. Кабинеты учителя-логопеда: В кабинетах созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми и предназначен для -проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста. -проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми. Учебно-методические пособия: а) для коррекционной логопедической работы: по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики); по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха); по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок); по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр . Музыкальный и универсальные залы Музыкальный и универсальные залы в ДОУ предназначены для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный и универсальные залы оснащены современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно – методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. |
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете. (учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.) Методические кабинеты оснащены необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Средства обучения и воспитания сформированы по видам: — методическая литература; — наглядно-методические пособия; — дидактические пособия; — наглядно-дидактические пособия; — наглядные пособия. |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован универсальные залы, в которых проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В залах имеется выносное стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование — гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Средства обучения подразделяются на следующие виды: — печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.) — электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.) — наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски). — демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные). |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации | Приказом руководителя учреждения утверждена Инструкция о порядке оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при посещении объектов детского сада. Определены ответственные лица за осуществление ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным граждан при посещении объектов учреждения. На калитках и дверях учреждения имеется кнопка-вызов. |
Специальные условия питания | Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. Индивидуальные меню разработаны специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача). |
Специальные условия охраны здоровья | В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; 11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Разработан и действует сайт МАДОУ д\с №61 http://dou61.ru/ Выполнена адаптация официального сайта учреждения, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих). |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: — интерактивная панель с комплектом программного обеспечения; — в музыкальных залах мультимедийные установки (проектор, экран, ноутбук; — переносная мультимедийная установка; — музыкальные центры (универсальные залы); — интерактивная доска. Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием. |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | Общежитие, интернат в учреждении отсутствуют |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Общежитие, интернат в учреждении отсутствуют |
Предоставление услуг в дистанционном режиме
Дистанционно услуги предоставляются для всех категорий инвалидов
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МАДОУ детский сад №61 города Тюмени, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,
Доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечен для всех категорий населения.
Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступность на объекте
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (корпус 1)
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (корпус 2)
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (корпус 3)
Меры социальной поддержки
Адреса и телефоны помощи семьям
Центр обеспечения мер социальной поддержки: г. Тюмень, ул.Пермякова, дом 24/2
Реабилитационный центр «Надежда», расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Хохрякова, 80. Тел.: 8 (3452) 46-19-06, 46-10-06 (регистратура)
Центр семейной психотерапии Кардея, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Энергетиков, 62. тел. 41-13-19.
Тюменский областной центр реабилитации инвалидов, г. Тюмень, ул. Уральская, 60. тел. 43-13-53
Городская психолого-медико- педагогическая комиссия, расположенная по адресу: г. Тюмень, Пышминская ул., 3А, тел.: +7 (3452) 44-40-07
«Тюменский центр логопедии и развития речи» ул. Мельникайте, д. 105, оф.241
Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Центр социальной помощи семье и детям „Мария“, расположенный по адресу: ул. Амурская. 150, тел.: 30-26-27; 30-26-34